«Поистине, в поминании Аллаха находят успокоение сердца» (Коран,13:28)

 

О достоинствах омовения

Казалось бы, взятие омовения (тахарата) для мусульманина – каждодневное, обыденное действие. На самом же деле тахарат – это обширная область знания, которой посвящен первый и довольно большой раздел мусульманской правовой науки (фикха). В омовении (полном – гусль и малом – вуду) заключено большое благо для верующего, вот почему так важно говорить о достоинствах тахарата и соблюдать предъявляемые к нему требования.

Омовение – это очищение, а очищение – есть ключ к намазу, ведь без тахарата человек читать намаз не может, он не будет действителен. Более того, старательное либо пренебрежительное отношение к тахарату зеркально отражается в намазе.

Помимо того, что омовение дает верующему физическое очищение и делает действительной его молитву, это еще и мощное средство для очищения духовного.

Об этом пришло в благородных хадисах, указывающих на силу и пользу омовения для верующих.

Так, сподвижник пророка Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает:

«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда мусульманин или правоверный (му’мин) совершает омовение, то, омывая лицо, смывает все грехи, которые совершают глаза, водой омовения или последними каплями этой воды. Омывая руки, смывает все грехи, которые он ими совершал, водой омовения или последними каплями воды. Омывая ноги, смывает все грехи, которые он ими совершал, водой омовения или последними каплями воды. И так человек станет чистым от всех грехов».

Следуя прекрасному примеру пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), мусульманин должен стремиться к тому, чтобы все время пребывать в состоянии омовения. Более того, пророк, уже находясь в состоянии омовения, часто обновлял его, говоря при этом: «Если кто-то, пребывая в состоянии омовения, заново совершает его, тому Всевышний Аллах пишет десять добрых дел». 

Также сунной пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) является отход ко сну в состоянии омовения, о чем нам не следует забывать и чем не следует пренебрегать. Это еще одна милость Всевышнего к своим творениям, ведь в хадисе пророка сказано: «У головы того, кто проводит ночь в омовении, находится ангел, и когда человек просыпается, ангел обязательно говорит: «О Аллах, прости такого-то Твоего раба, ибо он спал с омовением».

Нужно упомянуть, что малое омовение, о котором шла речь выше, недействительно без наличия полного омовения – гусля. В нем мусульманин обязан пребывать постоянно и возобновлять это состояние по мере необходимости.

При этом есть ситуации, когда дополнительное взятие полного омовения – гусля (даже при его наличии) является сунной, а значит желательным, благодатным делом. Так, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и его последователи особое внимание уделяли взятию гусля в пятницу перед походом в мечеть на проповедь и коллективный намаз.

В завершение мне бы хотелось ответить на часто задаваемые вопросы относительно омовения. Так, меня, как имама, часто спрашивают, можно ли не мыть ноги, а просто протирать влажными руками обычные носки при омовении (тахарате)? Будет ли считаться тахарат правильным и соответственно намаз? Ни хлопковые, ни шерстяные, ни нейлоновые и никакие другие носки не имеют свойств кожаных носков (которые протирать разрешено), сквозь них просачивается вода, поэтому их протирать нельзя. Такое омовение не будет действительным, а значит не будет действительным и намаз.

Еще один часто задаваемый вопрос – о намерении на совершение тахарата и порядке действий во время процесса омовения. Что касается нията (намерения), то это условие при взятии тахарата не является обязательным. Даже если человек по каким-то причинам не сделал намерение, то заново совершать омовение не требуется. То же самое и относительно порядка в тахарате, придерживаться его будет более правильным, но в случае ошибки он все равно будет действительным, так как главное, чтобы были охвачены части тела, обязательные к омовению.

Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл): «О верующие, когда вы встаете для намаза (то есть, когда вы намереваетесь помолиться, и у вас нет омовения), тогда (совершайте омовение, и) мойте свои лица и (мойте) свои руки, включая локти, и протирайте головы (влажными руками) и (мойте) ноги, включая щиколотки» (сура «Трапеза», 6 аят).

С уважением и добрыми молитвами, имам-мухтасиб Альметьевского района и города Альметьевска Фагим хазрат Ахметзянов 

***

Памятка

Дуа перед омовением

بســـم الله الرحمن الرحيم

Перевод: Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного

Транслит: Бисми-л-ляхи-ррахмани-р-рахим

Дуа после омовения

أَشْهَدُ أَنْ لا إِلَـهَ إِلاّ اللهُ وَحْدَهُ لا شَريـكَ لَـهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمّـداً عَبْـدُهُ وَرَسـولُـه

Перевод смысла: Свидетельствую, что нет Бога, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и Его посланник

Транслит: Ашхаду алля иляха илля Лляху вахда-ху ля шарикя ля-ху ва ашхаду анна Мухаммадан 'абду-ху ва расулю-ху

Дуа при входе в туалет

اللهم إني أعوذ بك من الخبث والخبائث

Перевод смысла: О Аллах, я прибегаю к тебе от зла шайтанов мужского и женского пола Транслит: Аллахумма инни аузу би-кя мин-аль–хубси уа-ль–хабаис

Дуа при выходе из туалета

غفرانك

Перевод: Прошу прощения

Транслит: Гуфранакя